Военная техника, участвующая в шествии
Верхняя Пышма
01
По традиции возглавляет праздничную колонну военной техники средний танк Т-34-76

Легендарная «тридцатьчетверка» - главный символ Великой Победы. Танк отличался мощным вооружением, оптимальным бронированием, высокой скоростью и маневренностью. На его базе создано несколько самоходных установок. Хотя танк прошел всю войну, особо успешно он действовал против всех образцов бронетанковой техники противника в 1941-42 годах.

02
Средний танк Т-34-85

Развитие знаменитого Т-34 – Танк Победы. Доработанная орудийная башня позволила установить более мощную 85-мм пушку, что повысило его боевую эффективность. Принят на вооружение в 1944 году. После войны Т-34-85 составлял основу танковых войск Советской армии до принятия на вооружение Т-54, а также поставлялся в страны Европы и Азии. Танк состоял на вооружении некоторых стран до 2010 года.

03
Легкий танк БТ-7

БТ-7 выпуска 1938 года – третий по счету в семействе советских лёгких танков БТ. Он отличался хорошим вооружением и выдающимися скоростными данными. В начале войны он успешно противостоял немецким танкам всех типов. В боевых действиях Великой Отечественной БТ-7 использовались до 1944 года, а также принимали участие в боях с японскими войсками в Маньчжурии в 1945 году. Всего было произведено 5556 машин различных модификаций.

04
Легкий танк Т-60

Легкий танк Т–60 был разработан в августе 1941 года как «сухопутный» вариант плавающего танка Т–40. Первым его боем стала битва за Москву. Мобильность и неплохие эксплуатационные качества, а также относительная дешевизна и простота производства на непрофильных машиностроительных заводах в условиях нехватки танковой техники оказали существенную помощь при контрнаступлении советских войск в конце 1941 года. Апогеем боевого применения «шестидесяток» стали Сталинградская битва и деблокада Ленинграда. Немцы называли Т–60 «неистребимой саранчой» и вынуждены были с ними считаться.

05
Легкий танк Т-70

Этот танк как нельзя лучше подходил для разведки, поддержки пехоты и действий в лесисто-болотистой местности, недоступной другим танкам. Положительно Т-70 зарекомендовал себя и при боях в городских условиях. «Семидесятки» состояли на вооружении танковых бригад совместно с Т-34. Низкий силуэт и тихие двигатели делали Т-70 малозаметным для противника, а высокая скорость и маневренность позволяли экипажам поражать вражеские танки бронебойными снарядами в борт и корму.

06
Средний танк Т-28

Танк был принят на вооружение в 1933 г. Башни танка располагались в два яруса: на первом – две пулеметные, на втором – главная башня с 76-мм пушкой КТ-28. Так Т-28 предназначается для поддержки пехоты при прорыве укреплений. Им вооружались тяжелые танковые бригады и механизированные корпуса. Танк применялся в ходе советско-финской и Великой Отечественной войн. Для своего времени Т-28 был достаточно совершенной боевой машиной, что продемонстрировала «Зимняя война».

07
Самоходная артиллерийская установка СУ-100

Разработана на базе танка Т-34, производилась на Уралмашзаводе. Отличалась мощной 100-мм пушкой Д-10. Успешно применялась против танков противника во время освобождения Восточной Европы, штурма Берлина и в ходе войны с Японией в 1945 году. Подвигу самоходчиков, воевавших на СУ-100, посвящен известный фильм «На войне как на войне».

08
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 (впервые)

Тяжелая самоходная установка на базе танка ИС начала выпускаться с апреля 1944 года. Появление связано с нехваткой 152-мм пушек МЛ-20С, которыми оснащались «Зверобои» - самоходные установки ИСУ-152. Выход из ситуации был найден путем установки на базу «Зверобоя» орудия меньшего калибра – 122-мм пушки А-19С. До августа 1945 года на Челябинском тракторном заводе было произведено 1735 подобные машины. В отличие от своего «старшего брата» – «Зверобоя» – ИСУ-122 в основном использовались как тяжелые истребители танков.

09
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152

Одна из мощнейших боевых машин данного класса Второй мировой войны. Производилась на Челябинском Кировском заводе. Была снабжена мощной броневой защитой, эффективным артиллерийским вооружением и имела прекрасные ходовые качества. Широко применялась на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Удачно совмещала в себе тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и самоходную гаубицу. Советские солдаты называли самоходку «зверобой» за ее отменные боевые качества в борьбе с тяжелыми танками противника – «Тиграми» и «Пантерами».

10
Средний танк М4 «Шерман» (впервые)

М4 «Шерман» был основным средним танком американской армии в период Второй мировой войны. Свое название танк получил в честь американского генерала Уильяма Шермана. В рамках программы ленд-лиза СССР получил более 4 тыс. танков «Шерман». Советские танкисты называли эту боевую машину «эмча» от обозначения М4. Это один из самых массовых танков в мировой истории после Т-34. В различных модификациях данных машин устанавливались различные виды вооружения. В СССР поставлялись танки в основном с пушкой 76-мм.

11
Бронеавтомобиль БА-20

Бронеавтомобиль был создан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Сварной корпус БА-20 изготовили из катаных броневых листов. В смонтированной башне в шаровой опоре установили 7,62-мм пулемет. На бронеавтомобиле применялись пулестойкие шины. Машина использовалась в Красной Армии как средство связи, командирской разведки и сопровождения.

12
Трактор С-65 «Сталинец» со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20

«Сталинец» - первый советский дизельный трактор, который выпускался на Челябинском тракторном заводе. В Красной Армии применялся для буксировки тяжелых орудий и зенитных установок. Гаубица-пушка МЛ-20 была по своим боевым качествам уникальным орудием, совмещавшим в себе достоинства полевых гаубиц и дальнобойных длинноствольных пушек особой мощности. Стояла на вооружении полков и бригад Резерва Верховного Главнокомандования.

13
Транспортный трактор СТЗ-5 НАТИ с 76-мм пушкой ЗИС-3

Выполняя функции тягача, изначально сельскохозяйственный трактор СТЗ обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Он мог преодолевать рвы глубиной до 1 метра и форсировать броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе СТЗ-5 НАТИ двигался по шоссе со скоростью до 14 км/ч. Максимального тягового усилия трактора хватало для буксирования всех видов артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковых дивизий Красной Армии.

14
Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н “Катюша”

Представляет собой унифицированную модификацию знаменитого реактивного миномета БМ-13, который активно применялся на советско-германском фронте с лета 1941 года. Установка монтировалась на шасси американского грузового автомобиля «Студебеккер», который поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу. БМ-13 вооружались гвардейские минометные полки Резерва Верховного Главнокомандования.

15
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА с 25-мм зенитной установкой

ГАЗ-АА – самый массовый грузовой автомобиль, общий выпуск составил почти 1 миллион экземпляров. Воины называли его «полуторкой» за грузоподъемность, равнявшуюся полутора тоннам. 25-мм орудие активно применялись против низколетящих целей.

16
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (полуторка) 7,62-мм счетверенная зенитная пулеметная установка конструкции Токарева

ГАЗ-АА - грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т, знаменитая полуторка. Производился с 1932 по 1949 год. Это самый распространенный советский автомобиль Великой Отечественной, выпущенный в количестве почти 1 миллиона экземпляров. Представлял собой доработанную лицензионную копию американского грузовика «Форд» модели «АА» образца 1929 года. Во фронтовых условиях грузовик предполагался к использованию в ближайшем тылу: здесь он мог перевозить как живую силу, так и самые разные грузы.

17
Грузовой автомобиль «Студебеккер» с 122-мм гаубицей М-30 (впервые)

Американский грузовик поставлялся в СССР по программе Ленд-Лиза. «Студебеккер» использовался в Красной Армии как тягач для пушек и автомобиль, на платформе которого монтировались знаменитые системы залпового огня БМ-13, или «Катюша». «Студер» отличал немалый комфорт (отапливаемая кабина, гидропривод руля), простота конструкции и надежность в эксплуатации.

18
Легковой автомобиль Dodge WC-51 и 57-мм дивизионная пушка ЗИС-2

Легковой автомобиль «Додж WC-51» повышенной проходимости поставлялся по программе Ленд-Лиза в СССР. В Красной армии по аналогии с «полуторкой» получил неофициальное прозвище «Три четверти» (750 кг грузоподъемности). В основном использовался в качестве легких артиллерийских тягачей.
57-мм противотанковая пушка ЗиС-2 была создана еще до начала Великой Отечественной, однако снята с производства ввиду чрезмерной мощности. Лишь с появлением новых мощных немецких танков «Тигр» и «Пантера» использование ЗиС-2 стало актуальным: пушка активно использовалась в боях за освобождение Польши, Германии, Чехословакии. По окончании войны находилась на вооружении в одной из воинских частей, дислоцированных на территории Свердловской области.

19
ЗИС-5 – грузовой автомобиль с прожекторной станцией

Станция предназначалась для поиска и сопровождения воздушных целей в ночном небе. Мощнейший световой поток с силой в 650 миллионов свечей мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте до 12 километров. Известны случаи применения зенитных прожекторов для «ослепления» противника, как это было во время сражения за Зееловские высоты на подступах к Берлину в 1945 году.

20
Автомобиль-амфибия DUKW

Автомобиль-амфибия американского производства. Применялся для переправы войск через водные препятствия, буксировки артиллерийских систем и минометов массой не более 2,5 тонн. По программе ленд-лиза в СССР поступило 586 машин.

21
Автомобиль-амфибия Ford GPA

Разработан фирмой «Ford» на базе знаменитого автомобиля «Willys» МВ. В Советский Союз по программе Ленд-Лиза поставлено около 3230 шт. Автомобиль применялся для форсировании водных преград и в ходе проведения десантных операций. Конструкция машины была признана настолько удачной, что после войны на ее базе был создан советский автомобиль – амфибия ГАЗ-46 МАВ.

22
Автомобиль ГАЗ-4 с полевой кухней

Первые пикапы появились в СССР в начале 30-х годов. Автомобиль этой модификации был создан горьковскими конструкторами. Пикап ГАЗ-4 рассматривался, прежде всего, как сельскохозяйственная машина, предназначенная для доставки бригад механизаторов и инструментов на поля. В военных условиях также считался грузопассажирским автомобилем и исправно колесил по фронтовым дорогам, доставляя различные грузы военного назначения.